Новости
13 Сен. 2023
6 сентября в Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям состоялось совещание по вопросам перехода к новой модели высшего образования и использования механизмов Национальной системы квалификаций в системе высшего образования. Встреча проведена по инициативе министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова.
В совещании приняли участие: Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, председатель Национального совета Александр Шохин, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин, Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова, ректоры Томского государственного университета Эдуард Галажинский, Университета МИСИС Алевтина Черникова и Санкт-Петербургского государственного технологического института Андрей Шевчик, директор корпоративного университета TMK2U Елена Позолотина, исполнительный вице-президент РСПП, председатель СПК финансового рынка Александр Мурычев, президент Ассоциации «ЭРА России», председатель СПК в электроэнергетике Аркадий Замосковный, заместитель первого проректора НИУ ВШЭ Софья Черногорцева, генеральный директор АО «Национальные квалификации», заместитель председателя СПК в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях Марина Борисова.
Участники совещания приняли решение о проведении дискуссий об использовании механизмов Национальной системы квалификаций в системе высшего образования на регулярной основе.
6 сентября в Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям состоялось совещание по вопросам перехода
к новой модели высшего образования и использования механизмов Национальной системы квалификаций в системе высшего образования. Встреча проведена по инициативе министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова
Открывая совещание, председатель Национального совета Александр Шохин обратил внимание участников, что в поручениях Президента России Федеральному собранию от февраля 2023 года подчеркивается необходимость тесного взаимодействия системы образования и работодателей в целях обеспечения соответствия содержания образовательных программ требованиям рынка труда.
«Все стейкхолдеры заинтересованы в гибкости, вариативности, точной адресной настройки образовательных программ, – констатировал Шохин. – Необходимо подумать, как реализовывать уже закреплённые в Законе «Об образовании» новые положения, в частности, возможность для студентов получения сразу нескольких квалификаций в рамках освоения одной программы высшего образования».
Глава Нацсовета считает, что Национальная система квалификаций (НСК) также должна быть включена в реформу образования: «Мы исходим из того, что Национальная система квалификаций позволяет достаточно эффективно соотносить знания, умения и компетенции, которые предоставляются в рамках образовательных программ различного уровня, и сейчас используется как один из механизмов, связывающих рынок труда и систему образования».
Необходимо повышать эффективность всех элементов и механизмов НСК, выстраивать взаимосвязи между девятью уровнями национальной рамки квалификаций и результатами подготовки выпускников вузов, отметил спикер.
В числе механизмов, связывающих систему образования и интересы работодателей, Шохин назвал дуальное обучение, а также стажировки и практики в компаниях – лидерах рынка. Председатель Нацсовета также отметил динамику пилотного проекта по совмещению государственной итоговой аттестации с независимой оценкой квалификации и необходимость развития системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков рассказал о реформировании системы высшего образования, которое идет в настоящее время. «Наша задача — удержать баланс, с одной стороны, между фундаментальностью и практикоориентированностью, а с другой — дать университетам гибкий механизм реагирования на запросы рынка труда. Поэтому сроки подготовки специалистов в рамках совершенствования национальной системы высшего образования должны быть дифференцированы в зависимости от характера их будущей профессии и установлены вузами совместно с работодателями», – отметил министр.
Глава Минобрнауки России добавил, что в настоящее время существует выраженный запрос на обновление системы инженерного образования с учетом быстро меняющейся экономики. Фальков обратил внимание на необходимость пересмотра перечня образовательных программ и соотнесения их с уровнями национальной рамки квалификаций. «Нам предстоит проработать вопросы квалификаций и сроков подготовки кадров для максимального сопряжения профессиональных компетенций выпускников с требованиями рынка труда, а также совместно с Минтрудом России пересмотреть профессиональные стандарты и квалификационные требования», – считает спикер.
«Профстандарты и профквалификации представляют собой четкое структурированное описание знаний и умений, которые на выходе получает выпускник образовательной программы. Их использование позволяет эффективно соотносить содержание образовательных программ различного уровня», – подчеркнул в своем выступлении генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин. Это важно, например, для точного формулирования требований к содержанию программ ДПО, необходимых для освоения новой квалификации, с учетом уже ранее полученных навыков.
Кроме того, гармонизация образовательных программ на основе профстандартов должна в перспективе позволить выпускникам колледжей и техникумов в упрощенном порядке поступать по тождественным специальностям на второй или третий курс университетов, как это уже происходит для студентов колледжей, прямо входящих в структуру соответствующих вузов.
В этой связи востребованным может стать распространение практики выделения в Национальной системе квалификации отдельных подуровней, в первую очередь - по 6 и 7 уровням квалификации.
В своем выступлении Шадрин также рассказал о промежуточных итогах пилотного проекта совмещения государственной итоговой аттестации с независимой оценкой квалификации (ГИА-НОК). Проведение единого экзамена является эффективным инструментом независимого «контроля качества» результатов подготовки выпускников. Его проведение формирует сильную мотивацию к выявлению и устранению разрывов, существующих между требованиями профстандартов и текущим уровнем образовательных программ, сказал Шадрин. К настоящему времени в пилотном проекте приняло участие более 30 университетов, 830 студентов прошли объединенный экзамен.
Ещё одной областью вовлечения работодателей в реализацию образовательных программ различного уровня может стать формат прикладного проектного обучения, отметил руководитель Национального агентства. Результаты проведенного в прошлом году Национальным агентством Всероссийского конкурса лучших практик подготовки кадров, показывают, что механизм прикладного проектного обучения работает эффективно и является востребованным как в вузах, так и в колледжах.
Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова рассказала о подготовке министерством предложений по совершенствованию системы профстандартов в контексте перехода к новой модели уровней высшего образования, совершенствованию процесса их разработки с применением современных цифровых технологий, актуализации общероссийского классификатора занятий и др.
С докладами о ходе реализации пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования, проводимого в соответствии с указом Президента РФ от 12 мая 2023 г. №343, на совещании выступили ректоры Томского государственного университета Эдуард Галажинский и Университета МИСИС Алевтина Черникова.
Также в дискуссии приняли участие ректор Санкт-Петербургского государственного технологического института Андрей Шевчик, директор корпоративного университета TMK2U Елена Позолотина, исполнительный вице-президент РСПП, председатель СПК финансового рынка Александр Мурычев, президент Ассоциации «ЭРА России», председатель СПК в электроэнергетике Аркадий Замосковный, заместитель первого проректора НИУ ВШЭ Софья Черногорцева, генеральный директор АО «Национальные квалификации», заместитель председателя СПК в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях Марина Борисова.
Участники совещания приняли решение о проведении дискуссий об использовании механизмов Национальной системы квалификаций в системе высшего образования на регулярной основе.
18 Дек. 2024
Благодарность Командования 589 мотострелкового полка 27 Гвардейской мотострелковой дивизии
18 Дек. 2024
Благодарность коллективу Головного аттестационного центра Алтайского региона Национального Агентства Контроля Сварки
16 Дек. 2024
Встреча специалистов ООО "ГАЦ АР НАКС" с учащимися Алтайского государственного колледжа, г. Барнаул
Подробнее